Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации детский сад №92 комбинированного вида (далее по тексту, МБДОУ) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами ДОО.
Организация укомплектована квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: 2 учителя-логопеда, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, руководитель по физическому воспитанию, медицинский работник.
Конструктивные особенности здания МБДОУ не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Входная площадка в здание оборудована пандусом и поручнями, обеспечивающими доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную организацию. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечивается посредством предоставления сопровождающего лица.
Территория МБДОУ асфальтирована и имеет твердое покрытие.
Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением.
В организации оборудовано 13 групповых помещения, в том числе оборудованных для проведения практических занятий.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная, умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО и находятся в свободном доступе.
В группах имеются уголки экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского исследования.
В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, уголки ряженья.
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование (гимнастические скамейки, мишени разных типов и т.д.); спортивный инвентарь (мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, следовые и массажные дорожки и др.). Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Музыкальный зал в МБДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: пианино, 1 музыкальный центр, экран, проектор, ноутбук. В наличии имеются: учебно-методический материал, оборудование для музыкальных игр-драматизаций, атрибуты для игр, детские музыкальные инструменты (металлофон, барабаны, бубны, гармошка, погремушки), портреты композиторов.
В МБДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащен логопедический кабинет и кабинет педагога-психолога, которые предназначены для:
- проведения диагностического обследования развития детей дошкольного возраста;
- проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
Оснащение кабинетов.
Кабинет педагога-психолога содержит:
- шкафы для хранения пособий;
- столы для детей;
- стулья детские;
- стол, стул для работы педагога-психолога с документацией.
В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.
Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература находится в методическом кабинете. Отдельного помещения для библиотеки не предусмотрено.
Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В организации организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ.
Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3648-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 28 сентября 2020 г, № 28
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
В ДОО создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в МБДОУ осуществляется врачом-педиатром и медсестрой. Они осуществляют контроль за здоровьем детей, дают направления к врачам узких специальностей.
Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха (во всех групповых помещениях).
В образовательной организации с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательной организации;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием;
- осуществление контроля за физическим развитие, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил и т.д.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организация воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу организации.
Согласно СанПиН от СП 2.4.1.3648-20 разрабатывается:
· режим дня детей в МБДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
· составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в МБДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
В МБДОУ функционирует психолого-педагогический консилиум.
В МБДОУ детский сад № 92 комбинированного вида доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям предусмотрен и располагается в кабинете старшего воспитателя.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
Официальный сайт организации имеет версию сайта для слабовидящих.
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- переносная мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук);
- музыкальный центр;
- бумбокс.
О наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формирование платы за проживание в общежитии
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОО не предусмотрено.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. При необходимости для них разрабатывается адаптированная образовательная программа или индивидуальный образовательный маршрут.
Специально-оборудованные учебные кабинеты |
Общие сведения о кабинете: Образовательное учреждение: МБДОУ № 92 Общая площадь логопедического кабинета: 12м. кв. Освещенность: Тип: смешанный (естественное и искусственное) Источники: естественное – окно 1 шт. искусственное –люминесцентные лампы 4 шт., настенная лампа – 1шт. Количество логопедических групп:2 График работы учителя –логопеда
Цели и задачи логопедического кабинета Цель: Своевременное исправление речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Задачи: • Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них Правила пользования логопедическим кабинетом • влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю; • ежедневно проводится проветривание кабинета; • кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для индивидуальных занятий; • по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов. В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС и основными педагогическими принципами: - Системности (материал систематизирован, составлен паспорт логопедического кабинета с перечислением всего материала и оборудования); - Доступности (дидактические игры и игрушки хранятся на нижних открытых полках, методический материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках); - Здоровье сбережения (имеется основное и дополнительное освещение (над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, кабинет легко проветривается); - Учета индивидуальных особенностей и потребностей детей (учет возрастных и физических особенностей детей, наглядный, дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой дефекта). - Вариативности (наглядный методический материал и пособия имеют много вариантов использования — в зависимости от возраста детей, задач обучения и структуры речевого дефекта). Оснащение кабинета 1. Настенное зеркало-2 шт. 2. Столы для детей – 2 штук 3. Стулья детские – 16 штук 4. Стол для логопеда-1шт. 5. Магнитная доска-1шт. 6. Шкафы книжные -4шт. 7. Шкаф для одежды-1шт. 8. Коробки и корзины для пособий 9. Ковер-1шт. 10. Маленькие зеркала:10 шт. 15. Музыкальный магнитофон-1 16. Телевизор-1 Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми: 1. Набор постановочных логопедических зондов — 6 шт. 2. Марлевые салфетки, стерильные бинты. 3. Вата стерильная, спирт. 4. Пособия для индивидуальной работы. 5. Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова. 6. Материалы для обследования устной речи. Документация: - Должностные инструкции учителя-логопеда. -Рабочая программа учителя-логопеда. -Журнал учета посещаемости логопедических занятий. -Паспорт кабинета. -Протоколы ПМПК. - Речевые карты на каждого ребенка. -Перспективные планы индивидуальной работы с детьми. -Календарно-тематическое планирование. -Годовой план работы. - Циклограмма деятельности логопеда. -График работы учителя-логопеда. - Тетради индивидуальной работы с детьми. |
||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Проведение практических занятий |
В детском саду действуют логопедические группы, где обучаются дети с ОВЗ (общее недоразвитие речи). Организованны логоуголки: - пособия для развития воздушной струи: шарики, пушинки, из бумаги, колпачки и т.д. - музыкальные инструменты, звучащие игрушки и т.д - мячи, массажные мячи разных размеров, ребристые палочки, мозаика, бусы, шнуровки - картинный материал по лексическим темам - картинный материал по звукам, схемы звуков: демонстрационные, раздаточные - магнитная азбука, азбука настольная, вышитые буквы, обводки, слоговые лесенки, кроссворды, ребусы, игровой материал «Составь слог, слово, предложение» и др. |
||||||||||||||||||
Специальные условия охраны здоровья |
С детьми с ОВЗ (общее недоразвитие речи) систематически проводятся: - артикуляционная гимнастика - дыхательные упражнения - упражнения на развитие мелкой моторики - логоритмика - массаж лица - су-джок терапия |
Полезные сайты для родителей
- DetInform Справочник детских организаций, адреса, отзывы, бесплатные консультации, новости. |
|
---|---|
- SpecialNeeds.ru - интернет-проект о детях с особенностями развития. В его основе - база данных образовательных и развивающих учреждений города Москвы, работающих в области специальной педагогики и психологии. Родители найдут на SpecialNeeds.ru возможность обменяться информацией и пообщаться с теми, кто уже сталкивался с похожими проблемами, а также обратиться за помощью к специалистам. |
|
- Аутизм. АВА – терапия. Прикладной анализ поведения. Статьи и другие материалы про аутизм. Обучение для родителей и специалистов. |
|
- Виртуальный реабилитационный центр "Особый ребенок". Информационная помощь по реабилитации детей с различными нарушениями в развитии, а также детей с ДЦП, которая включает в себя систему медицинских, психолого-педагогических и социально-экономических мероприятий. Информация, которая необходима для решения различных вопросов: от законодательных документов о правах и льготах инвалидов и их семей до простого общения в форуме. |
|
- Гуманитарно-правовой портал PSYERA Размещаются материалы учебного характера, взятые из открытых источников. Публикации пользователей на гуманитарно-правовые темы. Форум для общения. |
|
-Даунсайд Ап. Портал для родителей детей с синдромом Дауна информация, статьи, журналы, книги. Оказывает поддержку семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна от рождения до 7 лет. Центр ранней помощи оказывает психологическую помощь, проводит педагогические консультации, рассылает методическую литературу. Все программы Даунсайд Ап предоставляются семьям БЕСПЛАТНО. |
|
- Дошколёнок Сайт для родителей. Воспитание, развитие, обучение и развлечение детей дошкольного возраста. Имеются материалы для скачивания. |
|
- Мерсибо Развивающие игры для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету, развития кругозора и для других аспектов развития! |
|
- Мир дошкольников Портал для родителей. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций на самые разные вопросы:сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, о проведении праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболеваниях, о детской психологии, об игрушках и о многом другом. |
|
- НАШ СОЛНЕЧНЫЙ МИР Центр реабилитации инвалидов детства. Осуществляет программу комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с РАС и с другими нарушениями в развитии.
|
|
- Наши детки. Практический материал для родителей и специалистов (книги, раскраски, презентации, полезные советы, конспекты занятий по развитию речи). |
|
- Особое детство Сайт возник по инициативе Центра лечебной педагогики (ЦЛП). Теперь его развивают не только специалисты, но и родители. ЦЛП специализируется на оказании помощи детям с интеллектуальными и психическими нарушениями, которых среди инвалидов не менее 2/3. Поэтому сайт «Особое детство» посвящен обсуждению и решению проблем таких людей – маленьких и больших.Представлены материалы по современным методам педагогической и психологической помощи, юридические знания, книги. |
|
- Портал «Солнышко». Сайт для родителей, педагогов. Развивающие игры, раскраски, поделки, конкурсы. |
|
- Психологический центр Адалин Воспитание детей. Детская психология. Советы психолога. Поделки для детей. Отдых с детьми. Рецепты для детей. Здоровье ребенка. Детские болезни. Развивающие игры. Коррекционные и развивающие методики. Консультации.
|
|
- Раскраскаonline Коллекция раскрасок для детей дошкольного возраста. Тематические раскраски, раскраски по мотивам российских и зарубежных мультфильмов. |
|
- Сайт неврологического центра Прогноз. Информация о распространенных детских неврологических заболеваниях и их симптомах |
|
- Сайт "Суламот" (на иврите означает "Ступеньки") создан для того, чтобы удовлетворить потребность детей и родителей в полноценной и разнообразной помощи семьям, в которых есть дети с проблемами развития и обучения. Помощь израильских специалистов, литература, форум. |
|
-Сайт "Детсад" Сайт, гдепользователи могут обмениваться ценной информацией, касающейся вопросов дошкольного воспитания, делиться своими наработками, выкладывать материалы, которые могут быть полезны воспитателям и родителям детей-дошкольников. |
|
- Сайт Дефектолог Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенка, о воспитании. На сайте представлены игры по направлениям, рекомендации дефектолога, логопеда, психолога, форум. |
|
- Сайт о познавательном развитии дошкольника - «Интернет-Гномик» На сайте размещена информация о познавательном развитии ребенка дошкольника, статьи, различные материалы, развивающие игры для детей. |
|
- Форум "Особые дети" На сайте клуба "Родим и вырастим" Для общения родителей, чьи детки имеют проблемы со здоровьем - врожденные или приобретенные. Полезная информация и практический опыт родителей. |
|
- Форум «Особые дети - МОГУТ!» (на сайте питерских родителей littleone.ru) |
|
- Форум родителей «Особые дети» На сайте kid.ru Обмен опытом. Полезная литература. |
|
- ЦЛП. Сайт Центра Лечебной Педагогики. Деятельность Центра лечебной педагогики (создан в 1989 году) направлена на помощь детям с особенностями развития. На сайте представлена информация для родителей и специалистов. |
|
- Электронная библиотека Здесь собраны различные материалы, касающиеся раннего детского аутизма. Все они очень разные: от широко известных до никогда не публиковавшихся. Читательский круг, на который они рассчитаны, соответственно, тоже весьма широк: от специалистов помогающих профессий до родителей аутичных детей и людей, интересующихся проблемой раннего детского аутизма вообще. |